Утвержден
постановлением Администрации
Хабарского района
от 14.04.2011 №220
1. Общие положения.
1.1. Административный регламент оказания государственной услуги "Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние)" (далее - государственная услуга) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
2. Стандарт предоставления государственной услуги.
2.1. Наименование государственной услуги - "Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние)" (далее - государственная услуга).
2.2 Оказание государственной услуги производится органом местного самоуправления, наделённым государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними (далее – орган опеки и попечительства).
2.3 Результатом оказания государственной услуги является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) (приложение 1), либо заключение органа опеки и попечительства об отказе в назначении опекуном (попечителем), о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) (приложение 2).
Заключение органа опеки и попечительства является основанием для постановки гражданина на учет в качестве лица, выразившего желание стать опекуном (попечителем).
2.4 Срок предоставления государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги с момента подачи заявления гражданином о предоставлении государственной услуги до получения результата оказания государственной услуги – не более 15 дней.
2.5 Правовые основания для предоставления государственной услуги.
Оказание государственной услуги осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 25.12.1993, № 237);
- Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, №1, ст.16, Российская газета, 27.01.1996, №17);
- Федеральным законом от 16.04.2001 №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Российская газета, 20.04.2001, №78, Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, №17, ст.1643);
- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Российская газета, 05.05.2006, № 95 Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, №19, ст. 2060);
- Федеральным законом от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (Российская газета, 13.04.2002, № 67, Собрание законодательства РФ, 13.04.2002, №15, ст.1434);
- постановлением Российской Федерации от 1.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2008 № 347 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Российская газета, 20.02.2009, № 30);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.04.2006 № 98 "О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Официальные документы в образовании, 2006, №20, Вестник образования , 2006, №16);
- приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 №480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
- законом Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края» (Сборник законодательства Алтайского края, № 128, ч. 2, ст. 36);
- законом Алтайского края от 25.12.2007 № 149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» (Алтайская правда, 12.01.2008, № 4-5).
2.6 Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий его личность, и представляет:
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление) (приложение 3);
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
к) автобиография.
Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "з" принимаются специалистом в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
2.7 Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- непредставление документов, указанных в перечне (п.2.6.);
- предоставление документов с истекшим сроком действия;
- отрицательный вывод в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном;
- отсутствие регистрации брака между лицами, желающими быть приемными родителями одного и того же ребенка;
- наличие сведений о лишении лиц, выразивших желание стать опекунами, родительских прав;
- наличие сведений об отстранении лиц, выразивших желание стать опекунами, от выполнения обязанностей опекунов за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- наличие сведений об ограничении в родительских правах лиц, выразивших желание стать опекунами;
- признание судом лиц, выразивших желание стать опекунами, недееспособными или ограниченно дееспособными;
- отмена судом усыновления за уклонение от выполнения возложенных обязанностей лицами, выразившими желание стать опекунами;
- наличие у лиц, выразивших желание стать опекунами, заболеваний, при которых они не могут принять ребенка под опеку;
- отсутствие у лиц, выразивших желание стать опекунами, постоянного места жительства;
- наличие у лиц, выразивших желание стать опекунами, на момент подачи заявления судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
2.8 Государственная услуга предоставляется бесплатно.
2.9 Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса об оказании государственной услуги и при получении результата оказания государственной услуги.
Время ожидания личного приема в очереди должно составлять не более 30 мин. При этом должен быть обеспечен прием всех обратившихся лиц не позднее, чем за 40 минут до окончания рабочего дня.
2.10.Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
Регистрация письменных обращений поданных заявителем лично, а также поступивших почтой, осуществляется в день приема данных обращений.
2.11. Информация об исполнении государственной услуги размещена на интернет-сайте комитета по образованию Администрации Хабарского района Алтайского края : www.alted.ru/hbr
2.12 Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления услуги.
2.12.1. Место для приема посетителей оборудуется противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации. Вход и выход из помещений оборудуется соответствующими указателями.
2.12.2. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются: информационными стендами; стульями и столами для возможности оформления документов.
2.12.3. Места ожидания в очереди должны иметь: стулья, скамьи. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможности для размещения в здании.
2.12.4. Места для заполнения документов оборудуются стульями, столами и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками документов и ручками.
2.12.5. Помещения для непосредственного взаимодействия специалиста с гражданами должно быть организованы в виде отдельного кабинета для ведущего прием специалиста.
Рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером, печатающим устройством, обеспечена возможность доступа к необходимой информационной базе данных.
2.12.6. Кабинеты приема граждан оборудуются информационными табличками (вывесками) с указаниями:
- номера кабинета;
- наименования отдела;
- фамилии, имени, отчества и должности специалиста, ведущего прием;
- графика работы.
2.13 Показатели доступности и качества государственной услуги.
Показатели качества и доступности государственной услуги |
Целевое значение показателя |
|
|
|
|
1.1. % (доля) случаев оказания услуги в установленный срок с момента сдачи документа |
90-95% |
|
|
|
|
2.1. % (доля) заявителей, удовлетворенных качеством процесса оказания услуги |
90-95% |
|
2.2. % (доля) случаев правильно оформленных документов должностным лицом (регистрация) |
95-97% % |
|
|
|
|
3.1. % (доля) заявителей, удовлетворенных качеством и информацией о порядке оказания услуги |
95-97% |
|
3.2. % (доля) случаев правильно заполненных заявителем документов и сданных с первого раза |
70-80 % |
|
3.3. % (доля) заявителей, считающих, что представленная информация об услуге в сети Интернет доступна и понятна |
75-80% |
|
|
|
|
4.1. % (доля) обоснованных жалоб общему количеству обслуженных заявителей по данному виду услуг |
0,2 % - 0,1 % |
|
|
|
|
5.1. % (доля) заявителей, удовлетворенных вежливостью должностных лиц |
90-95% |
|
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
Оказание государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
3.1 Подача гражданином заявления с предоставлением пакета документов, указанных в п.2.6. административного регламента.
Личное заявление гражданина о назначении его опекуном составляется в письменной форме, разборчиво (приложение 3). Заявление формируется в единственном экземпляре-подлиннике и подписывается заявителем.
3.2. В течение 7 дней со дня подачи заявления и предоставления документов орган опеки и попечительства производит обследование условий жизни гражданина с целью определения отсутствия установленных Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
3.3. В течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина оформляется акт обследования, который подписывается специалистом, проводившим обследование, и утверждается руководителем органа опеки и попечительства (приложение 4 ).
Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется гражданину, второй - хранится в органе опеки и попечительстве.
3.4. В течение 3 дней со дня утверждения акта обследования данный документ направляется (вручается) гражданину.
3.5. В течение 15 дней со дня представления заявления и документов органом опеки и попечительства принимается решение:
- о назначении опекуна (попечителя), либо об отказе в назначении опекуна - оформляется в форме акта органа опеки и попечительства, который утверждается главой муниципального образования (городского округа) (приложение 3);
- о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном (попечителем) - оформляется в форме заключения и утверждается главой муниципального образования (городского округа) (приложение 4).
Заключение о возможности гражданина быть опекуном является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном попечителем.
3.6. В течение 3 дней со дня подписания административных актов, указанных в п.3.5, они направляются (вручаются) заявителю.
Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или невозможности гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок их обжалования.
3.7. В течение 3 дней со дня подписания заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) специалисты вносят сведения о гражданине, выразившим желание стать опекуном (попечителем), в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами(попечителями) (приложение 5).
Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе специалист органа опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета:
а) по его заявлению;
б) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации назначению гражданина опекуном;
в) по истечении 2-летнего срока со дня постановки гражданина на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.
4. Формы контроля за исполнением административного регламента.
Текущий контроль за соблюдением последовательности и своевременности действий в рамках административных процедур, определенных Регламентом, осуществляется руководителем органа опеки и попечительства.
Специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, несет персональную ответственность за нарушение сроков рассмотрения и иных административных действий, установленных Регламентом.
Персональная ответственность специалистов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Регламента, иных локальных актов.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействия) должностных лиц.
По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и
действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих
5.1. Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, муниципальных служащих при предоставлении ими государственной услуги.
5.2. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края для предоставления государственной услуги;
4) отказ заявителю в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края для предоставления государственной услуги;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края;
6) требование с заявителя при предоставлении государственной услуги
платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края;
7) отказ должностных лиц, муниципальных служащих в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Жалоба подается заявителем в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме на действия (бездействие) или решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, должностным лицом, муниципальным служащим на имя руководителя органа опеки и попечительства.
5.4. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальных сайтов, единого портала государственных и муниципальных услуг либо портала государственных и муниципальных услуг Алтайского края, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.5. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает:
1) наименование органа, должностных лиц, муниципальных служащих, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностных лиц, муниципальных служащих;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц, муниципальных служащих.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.6. Жалобы, поступившая руководителю органа опеки и попечительства, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа руководителя органа опеки и попечительства, должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.7. По результатам рассмотрения жалобы руководитель органа опеки и попечительства принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
5.8. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.7 настоящего Административного регламента заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.9. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Приложение 1
к административному регламенту
предоставления государственной услуги
«Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние)»
Примерная форма
Бланк органа опеки и попечительства
__________________________________________
(наименование нормативного правового акта
органа опеки и попечительства
(постановление, распоряжение и др.)
об установлении опеки (попечительства)
над несовершеннолетним
__________________________________________
(ф.и.о. несовершеннолетнего)
Рассмотрев заявление гражданина(ки) _________________________________________________________,
(ф.и.о.)
проживающего(ей) по адресу ________________________________________________________________,
(указывается адрес места проживания с индексом)
с просьбой о назначении его (ее) опекуном (попечителем) (на возмездной
основе над несовершеннолетним) _______________________________________________________________,
(ф.и.о.)
дата рождения ______________________, проживающим по адресу
__________________________________________________________________________,
(указывается адрес места проживания с индексом)
и принимая во внимание, что:
1. Родители несовершеннолетнего:
Отец __________________________________________________________________________,
(ф.и.о., адрес места проживания (при наличии), а также причины утраты
родительского попечения)
Мать __________________________________________________________________________.
(ф.и.о., адрес места проживания (при наличии), а также причины утраты
родительского попечения)
2. Из представленных документов и материалов обследования следует, что
гражданин(ка) может представить несовершеннолетнему надлежащие условия
содержания, воспитания и образования.
3. У несовершеннолетнего имеется имущество, опись которого проведена в
установленном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N
48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ________________________________________,
(наименование органа опеки
и попечительства)
постановляет:
1. Назначить гражданина(ку) _______________________________________________
(ф.и.о.)
опекуном (попечителем) несовершеннолетнего _______________________________,
(ф.и.о.)
В случае оформления опеки на возмездной основе- указать:исполняющим свои обязанности возмездно).
2. В соответствии с _______________________________________________________
(наименование нормативного правового акта субъекта
Российской Федерации)
установить выплату денежных средств на передаваемого под опеку
(попечительство) несовершеннолетнего в размере _____________________
__________________________________________________________________________.
(указывается размер выплат (прописью))
3. Контроль за исполнением настоящего _____________________________________
(постановления, распоряжения или др.)
возложить на _____________________________________________________________.
(ф.и.о., должность уполномоченного должностного лица)
Руководитель (заместитель руководителя) __________________(подпись)
Приложение 2
к административному регламенту
предоставления государственной услуги
«Предоставление информации,
прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние)»
Бланк органа опеки и попечительства
_________________________
_________________________
(дата составления акта)
Заключение,
выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина
быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем *
Ф.И.О. (полностью) ________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) ________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________________
Адрес (место жительства, индекс) __________________________________________
___________________________________________________________________________
Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного
брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми,
взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их
отношение к усыновлению (удочерению), характерологические особенности
кандидатов в усыновители); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из
супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление
(удочерение)).
___________________________________________________________________________
Образование и профессиональная деятельность _______________________________
___________________________________________________________________________
Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие
заболеваний, препятствующих усыновлению (удочерению)) _____________________
Материальное положение (имущество, размер заработной платы, иные виды
доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным
в регионе) ________________________________________________________________
Мотивы для приема ребенка на воспитание в семью ___________________________
Пожелания граждан по кандидатуре ребенка (пол, возраст, особенности
характера, внешности, согласие кандидатов в усыновители на усыновление
(удочерение) ребенка, имеющего отклонения в развитии)
___________________________________________________________________________
Заключение о возможности/невозможности граждан ____________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. заявителя(ей))
быть кандидатом(ами) в усыновители (опекуны, приемные родители):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________ ________________________
(должность, Ф.И.О.) (дата, подпись)